Форум » Просто общение » Православная Церковь: можно ли держать собак дома » Ответить

Православная Церковь: можно ли держать собак дома

YANA: Неоднократно сталкивалась с осуждением того, что у меня дома живут собаки. Многие миряне и некоторые батюшки Православной церкви говорят, что это - грех, что собаки оскверняют дом... Думаю, что не одна я оказывалась в такой ситуации. Протоиерей Димитрий Смирнов: "Можно ли держать дома собак"

Ответов - 34

Марина Куретова: YANA пишет: Протоиерей Димитрий Смирнов: "Можно ли держать дома собак" Чудесный батюшка.

инга: YANA пишет: что это - грех, что собаки оскверняют дом.. НИГДЕ ни в Священном Писании ни в житиях святых подобного не сказано, поэтому: ерунда все это - конечно можно и нужно держать. Не может н и ч е г о осквернить такое чистое и преданное существо как собака. Многие священники кстати держат собак дома.

YANA: Еще несколько ссылок на эту же тему... О христианском отношении к собаке протодиакон Сергий Шалберов Давайте не будем суеверными Церковь о животных

Леди_Винтер: Можно.Неоднократно спрашивала.И среди хозяев моих щенков есть православные священники.

Маха: Да ну нах.. такой рай, куда с собакой не пускают. Люблю буддистов...

Надежда Аз: YANA пишет: Многие миряне и некоторые батюшки Православной церкви говорят, что это - грех, что собаки оскверняют дом... Ерунда!!!. У нас батюшка живет "дверь в дверь". У него собакИна и у нас - собакинЫ. Гуляем вместе. Он свою красапетку на улице обзывает "завтраком" маленькая, на зубок Ни разу от него не слышала, что ЭТО - ГРЕХ! У него это вторая соба. Первая прожила лет 14 или 15. Возил по ветам, и не считал, что делал что то не праведное. ПЛАКАЛ, КОГДА УМЕРЛА. Где то мес. через 2 - взял другую. Грех не в том, что берём собаку в дом! А грех в том, что отказываем от дома! ИМХО

ГалГрос: Надежда Аз пишет: Грех не в том, что берём собаку в дом! А грех в том, что отказываем от дома! ИМХО Не жалей что было.

Aleksandra Grunweide: Надежда Аз пишет: Грех не в том, что берём собаку в дом! А грех в том, что отказываем от дома! Полностью согласна! Но православная церковь действительно запрещает держать в доме животных и собак в частности. Священники отказываются святить дома, в которых живут собаки, считая дом оскверненным. Тоже самое относится и к автомобилям, в которых мы возим своих любимцев. Так что не все так просто в православной церкви, всюду нечисть и осквернение видится... Маха пишет: Да ну нах.. такой рай, куда с собакой не пускают. Люблю буддистов...

Lilia: Насчет не православной, но тоже христианской, а именно католической церкви. Которая не такая уж мягкая и свободная. На старых полотнах европейской живописи в интерьерах храмов очень часто изображены собаки. В основном борзые, но и другие тоже попадаются. Века не помню. Это я к тому, что все эти "осквернения животными " и домов, и храмов - во многом новомодные штучки. Если уж в церковь заходили собаки, и, судя по количеству изображений, достаточно часто, то в дом и подавно. По тоже христианской религии. Как-то, когда у нас был очередной ливень, мне куда-то нужно было спрятаться, чтобы не мочить собаку. Спрятались мы в костел, внутрь,у входа. Никто ничего не сказал нам против. Собака - овчарка , без намордника. Я представляю себе, ЧТО бы было, если бы я попыталась сделать это в России.

Aleksandra Grunweide: Lilia Так то католики, они и душу, слава Богу, за собаками признают, за них молебны можно в храмах заказывать и официально разрешено приходить с собаками в костел вовремя службы, а не то чтоб от дождя укрыться. Очень уважаю католиков за их адекватный взгляд на мир, действительно с любовью. А в православии совсем другое отношение...

Lilia: Aleksandra Grunweide , вот не уверена насчет душ и прочего (правда, точно не знаю). Муж говорит, не ходят тут с собаками в церковь... Но по любому дело не в религии, а в том, что люди (и служители церкви) в большинстве своем по невежеству все наизнанку выворачивают. Люди и животные вообще по Священному писанию не делятся - твари божьи - и все тут. Кто сейчас об этом помнит? А православные священники, которые дома с собаками не освящают - соответственно... Говорю, все наизнанку выворочено. Кстати, между религией и церковью, то есть ее исполнительным органом, лежит пропасть.

Aleksandra Grunweide: Lilia пишет: Кто сейчас об этом помнит? Да, конечно, забывается много истинных, важных, определяющих моментов, а вот темный налет суеверий почему-то остается. Я бы просто игнорировала такие вещи и незаморачивалась. Я живу своим умом и мне все равно разрешает или нет церковь держать в доме животных, также как и многие другие очень хорошие вещи, которые она запрещает, например йогу - я очень люблю и практикую и всем того же желаю. Не надо усложнять, хорошо все, что умножает любовь и непозволительно только то, что сеет боль и вражду. Лучший ответ по этой теме в словах поэта Теннисона, которые выбраны мной для автоподписи:

Lilia: Вот вспомнила до кучи. В нашей семье собаки были всегда. С середины ХIХ века точно, может раньше. Церковь тогда была почитаема. Всегда в доме жили 1-2 охотничьих собаки, легавые. И им готовили специальную еду, а не кормили объедками. ХIХ век, представьте только! А теперь, чуть что - аааа, это русская традиция объедками кормить . Аааа, это православная религия - собака - нечистое животное, потому живет во во дворе на цепи. По мне - так это все невежество в квадрате, не более того. Aleksandra Grunweide, конечно, церковь йогу запрещает, потому что философия йоги дает человеку свободу, а православная религия - не дает. Мало самому не заморачиваться...вот тема-то возникла потому. что кто-то еще задумывается над этим бредом. Вот мне бы со священником пообщаться, который не освящает...я бы с удовольствием бы послушала , а потом он бы меня.

Aleksandra Grunweide: Lilia пишет: Вот мне бы со священником пообщаться, который не освящает...я бы с удовольствием бы послушала , а потом он бы меня. Лилия, думаю не стоит, он вас не услышит. Каждый слышит и видит только то, что хочет (или готов) слышать и видеть, что-то кому-то доказывать наверное самое бесполезное занятие Поэтому я и написала, что важно иметь свою голову, и не подстраиваться под всех и вся, в том числе в выборе между проявлением любви и религиозными догматами, которые всегда можно трактовать к одну так и в противоположную сторону. Вобщем как в песне из к/ф "С легким паром": "думайте сами, решайте сами - иметь или не иметь".

РАТНИК: инга пишет: НИГДЕ ни в Священном Писании ни в житиях святых подобного не сказано, поэтому: К сожалению есть такое именно я сама приобретала брошюру о молитвах для домашней живности, там было косвенно указано, что НЕЛЬЗЯ держать в комнате собак, где есть иконы. Жаль не помню кому я ее дала, а то бы скопировала ее вам для обозрения. Но мы грешим и все равно держим их в домах.. лично я тоже Но я не считаю это великим грехом

Леди_Винтер: Aleksandra Grunweide пишет: Но православная церковь действительно запрещает держать в доме животных и собак в частности. Не запрещает. Aleksandra Grunweide пишет: Священники отказываются святить дома, в которых живут собаки, считая дом оскверненным. Тоже самое относится и к автомобилям, в которых мы возим своих любимцев. Так что не все так просто в православной церкви, всюду нечисть и осквернение видится... Ах,вот оно что Aleksandra Grunweide пишет: Так то католики, они и душу, слава Богу, за собаками признают, за них молебны можно в храмах заказывать и официально разрешено приходить с собаками в костел вовремя службы, а не то чтоб от дождя укрыться. Очень уважаю католиков за их адекватный взгляд на мир, действительно с любовью. А в православии совсем другое отношение...

Lilia: РАТНИК , я бы брошюре не очень верила... Вверху уже было приведено достаточно источников (видео и беседы с несколькими священнослужителями), опровергающих это....ммм...мягко говоря ...суеверие. К слову, если отдельно взятый священник отказывается освящать дом, где живет собака - может, это к лучшему? — Что предпринять человеку, столкнувшемуся с неприятием священниками его увлечения собаководством? О. Г.: Каждый священник — человек. Нет на земле ангелов среди священства. Поэтому, прежде всего, не обижаться на слабости или непонимание батюшек. Не представлять себе, что «поп Иван» конечная инстанция Церкви. Просто пойти к другому священнику, а непонимающего пожалеть, пожалеть его слабость. Попытаться найти понимание в другом храме. Ответ известного Богослова диакона Андрея Кураева на вопрос "Правда ли, что собаку в дом пускать нельзя?" — Это одна из самых распространенных сегодня приходских сплетен. Мол, «если дом освящен — поселяется Господь, а если пустили собаку в дом, –– благодать Святого духа уходит! У кого собаки живут в одном помещении с иконами, тот не должен допускаться к Причастию!» Но богословских оснований для столь категоричного мнения нет. Библия не учит о несовместимости собаки и благодати. Когда Ангел Рафаил сопутствовал Товии, шла «и собака юноши с ними» (Тов. 5, 17). И Ангела это не отгоняло и не смущало. И нигде в Библии собака не именуется нечистым животным (равно как и кошка нигде не относится к животным чистым.

РАТНИК: Lilia пишет: я бы брошюре не очень верила.. Я сама неоднократно посещаю церкви в разное и тоже беседовала со священослужителями. Они тоже твердят в один голос- грех держать в доме собаку где стоят иконы В исламе кстати тоже самое.

макса: Я тоже неоднократно спрашивала священников о возможности держать собаку в квартире. Только один сказал, что это - грех. Остальные (человек пять, наверное) никакого "криминала" в этом не увидели. Думаю, они и сами не знают точно и трактуют закон божий в соответствии со своими взглядами. Хорошо написано выше: обратитесь в другой храм. Кстати, такая же ситуация с женщиной в брюках: в некоторые храмы не пускают.

nalitv: На вопрос о возможности содержания собаки в доме отвечает священник Александр Чернышков общины храма Рождества Христова ст. Митякинской Шахтинской епархии РПЦ МП Здравствуйте, батюшка, помогите пожалуйста разобраться в ситуации - мы с женой хотим завести собаку, живем в квартире, недавно услышали от знакомых что держать собаку в квартире - грех. При встрече с нашим приходским священником задали ему вопрос: "Можно ли держать собаку в доме"? Батюшка высказал нам свое мнение довольно подробно, но он говорил не о греховности содержания собаки в квартире, а о гигиене, о чистоте, о сложностях содержания животного когда у нас появятся дети (мы молодая семья, этот священник нас венчал), и все таки я не понял это грех или нет? И если мы все таки решим завести собаку не будет ли это ослушанием священника? + Христосъ Воскресе! Здравствуйте! Догматических запретов на держание дома собаки нет. Есть правило, что если некоторые животные забегут в храм, то надо делать малое освящение храма, т.к. считается, что этим оскорбляется святость храма. Среди этих животных указана и собака. Видимо, из этого правила, если называть семью "малой церковью", и пошла молва – дескать, собака оскверняет дом. Но это неверно. Во-первых, потому что "малая церковь" - это именно семья, люди. А во-вторых, дом - совсем не храм, т.к. по Правилам Церкви в храме нельзя трапезу совершать и ложе постилать - это тоже осквернение святыни. В таком случае, руководствуясь распространенным заблуждением, в домах не только собак держать, но и жить нельзя... Что есть глупость. Священник, даже если он ваш духовник, не имеет права приказывать или навязывать что-то, он может только давать СОВЕТ. Ваше право: принимать или не принимать советы. Так учит Церковь и святые отцы. Помоги Господь

Ангелина 2: РАТНИК пишет: Я сама неоднократно посещаю церкви в разное и тоже беседовала со священослужителями. Они тоже твердят в один голос- грех держать в доме собаку где стоят иконы В исламе кстати тоже самое. Ерунда какая....Видимо Вам не те священники попадались((( Очень жаль,что такие священники вообще существуют. Ни один праведный священнослужитель такого сказать,не может.Даже у патриарха Алексия(царство небесное) была собака(коргушка по-моему) которую он держал дома. Я тоже беседовала на эту тему со своим духовным отцом,батюшкой Николаем. Нет запрета в православии о держании собак в доме. В церкви,да.Потому как храм.И не допускают туда всякую тварь божию(не только собак),только из-за гигиены. Кошек держат,так как они мышей ловят,и только поэтому. Мало того,когда она нам дом освещал,я спросила вывести ли собаку из дома,так он сказал,что она совершенно не мешает. Особое условие при содержании собак в доме это чистота,сказал он. Если держите собак,значит берёте на себя лишние заботы и хлопоты о чистоте жилища. Ведь жилище,так же как и тело,а главное душу,по заповедям божьим необходимо держать в чистоте.

Марина Куретова: Lilia пишет: Кстати, между религией и церковью, то есть ее исполнительным органом, лежит пропасть. Вот это абсолютно правильные слова. Только я хотела бы чуть-чуть поправить или дополнить слова Лилии - между верой и церковью действительно порой бывает пропасть. РАТНИК пишет: Они тоже твердят в один голос- грех держать в доме собаку где стоят иконы О грехах такого рода очень хорошо сказал батюшка протоиерей Сергий Николаев: Святые отцы учат, что если мы увидели чей-то грех, то следует начать вспоминать свои грехи, и тогда чужие грехи перестанут нас смущать И ещё: Когда человек твердо укреплен в какой-либо добродетели, то он не осуждает того, кто нарушает ее. Если же нас тревожит увиденный грех, то самое время помолиться о себе, да не попустит Господь и нам впасть в него. «Сегодня – он, а завтра – я», - так говорил один преподобный при виде согрешающего брата, и при этом плакал о себе.

Леди_Винтер: Ангелина 2 пишет: Даже у патриарха Алексия(царство небесное) была собака(коргушка по-моему) которую он держал дома. У Патриарха было три собаки: мопс Кеша,пекинес Пуша и маленький белый пудель Туся,а также рыжий кот. Плюс птицы-лебеди и павлины.

Надежда Аз: Aleksandra Grunweide пишет: Священники отказываются святить дома, в которых живут собаки, считая дом оскверненным. Т Как уже писала выше - сосед у нас батюшка. Он говорит, что квартиру (дом) можно и НУЖНО святить, независимо от проживающих там животных. Нельзя освящать квартиру (дом), когда сука (и) в течке или после родов. Как то так.

Katarina: инга пишет: Многие священники кстати держат собак дома. это да. Кармен из орской яшмы жила у нашего батюшки. Марина Куретова пишет: Только я хотела бы чуть-чуть поправить или дополнить слова Лилии - между верой и церковью действительно порой бывает пропасть. это точно. религия мертва по своей сути и порой зла и лицемерна. вера и религия стоят порознь друг от друга. и между ними пропасть.

Надежда Аз: Марина Куретова пишет: между верой и церковью действительно порой бывает пропасть. А пропасти не может не быть! ВЕРА - это ТО, во что ты веришь! Это мысли, желания, мечты, обращённые, к богу!! ЦЕРКОВЬ - это Здание, в к-ром происходят богослужения. где есть батюшка, который является проводником между вами и богом! На фиг посредники...Проще подойти к зеркалу и высказать ВСЁ своему отражению! Зеркало разбить и выбросить! И, вообще, наши собакины и мы ---"- День шестой: сотворение животных и человека" ВСЕ мы одним миром (днём) мазаны!

РАТНИК: Ангелина 2 пишет: была собака(коргушка по-моему пекинес .. Марина Куретова пишет: О грехах такого рода очень хорошо сказал батюшка протоиерей Сергий Николаев: если бы я знала это, я им так бы и ответила

Марина Куретова: РАТНИК пишет: если бы я знала это, я им так бы и ответила Возьми себе на заметочку, пригодится.

chtyka: Несколько раз видела, что монашки на выставку приходят с овчарками(в Гарден Сити), в следующий раз спрошу.

Felice: У нашего Владыки Уральского и Актюбинского Антония живет в доме уже не первая собачка. И не просто в доме, а в Епархии, в жилых помещениях. И у многих священнослужителей епархии тоже есть собаки в домах.

ГалГрос: вот некоторая подборка мнений священников о собаках Комментарий митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на вопрос о том, действительно ли собака является нечистым животным: "Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более, что кошка - очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого "антисобачьего" богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными."

ГалГрос: Протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель храма св. мц. Татианы при МГУ: "Собаки очень хорошие животные, и они, как и все животные, сотворены Богом, поэтому каждый человек может держать дома любое количество собак, если только это не становится для него страстью. Но встречаются случаи, когда священники отказываются из-за собак освящать квартиры. А также иногда можно столкнуться с тем мнением, что собака "плохое" животное, и в нее может вселиться бес. Надо сказать, что подобные заявления носят личный характер, то есть они никогда Церковью не догматизировались. С точки зрения православного богословия собака не лучше и не хуже кошки. Скорее всего, кошку допустили в дом и храм лишь потому, что там водились мыши. Например, русский проповедник после эмиграции жил в Индии. Он был священником, и, живя на чужбине, построил себе храм. Построил специально на какой-то священной языческой горе, чтобы его никто не беспокоил. Однажды, войдя в храм, он увидел, что на престоле спит кобра. Тогда он спокойно взял ее и выбросил. Что взять с животного, оно ведь не знает что такое престол. Но если следовать существующему мнению, то кобра страшнейший зверь, а священнику вообще надо было немедленно уезжать? Он даже переосвящать ничего не стал. Такое же отношение должно быть и к собакам. Никакая тварь не может выгнать Бога ни из нашей квартиры, ни из храма. А ведь сколько раз собаки спасали людей! Взять хотя бы воспоминания митрополита Нестора - "Моя Камчатка". Он описывает множество случаев, когда эти животные помогали, отогревая, и вытаскивая из воды, и выводя из тундры. Многие северные народы живут вместе с собаками в юртах, но при этом же они не перестают быть людьми. Они к собакам относятся как к членам семьи. Иначе там просто нельзя. Наверняка владыка Нестор и освящал эти жилища, и молился вместе с этими людьми. "

ГалГрос: Моисеев Димитрий, священник: "Мешает ли собака благодати? Каждый православный христианин знает о существовании в нашей Церкви Священного Предания. Занимает в ней должное место и церковное предание. Но, к сожалению, почти каждому из нас приходилось сталкиваться с так называемым "околоцерковным" преданием, которое к Православной Церкви не имеет решительно никакого отношения, но, тем не менее, живет возле нее. Увы, далеко не все верующие имеют достаточно знаний, чтобы отличить действительно церковное учение от псевдоцерковного, и, вместо того, чтобы решительно отвергнуть последнее, невольно становятся его распространителями. К числу подобных "околоцерковных" преданий относится и мнение о недопустимости нахождения собак в квартирах и иных помещениях, где есть иконы и другие святыни. Говорят, что якобы нельзя освящать те квартиры, где живут собаки, а если собака войдет в освященное помещение, то его необходимо заново освятить. Возникает вполне резонный вопрос: а в чем же виновата собака, и каким образом она может помешать благодати Божией? Обычно отвечают, что, поскольку в Священном Писании Ветхого Завета собака названа нечистым животным, то, следовательно, она своим присутствием оскверняет святыню. Если для людей, придерживающихся такого мнения, недостаточно Господних слов, сказанных апостолу Петру, а именно: "Что Бог очистил, не почитай нечистым" (Деян., 10, 9-15), постановления Апостольского Собора, отменившего необходимость соблюдения христианами Ветхозаветного закона (Деян., 15, 24-29) и иных свидетельств Нового Завета, то им нелишне будет узнать, что говорят Святые Отцы о причине разделения в Ветхом Завете животных на чистых и нечистых, а также в чем именно заключается эта нечистота. Великий византийский богослов IX века святитель Фотий, патриарх Константинопольский (память 6 февраля ст.ст.) пишет об этом следующее: "Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми - не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда - ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился. " Итак, миротворение Божие произвело все создания весьма хорошими и природа всего - самая наилучшая. Неразумное же и беззаконное людское употребление, осквернив многое из созданного, заставило что-то считаться и называться нечистым, а что-то, хотя и избежало наименования нечистого, дало повод боговидцу предусмотреть другой способ пресечь их осквернение, чтобы тем и другим образом изъять из мыслей израильтян многобожие и добиться безупречности. Ведь и наименование Нечистого, и использование, отдающее жертвенное [мясо] чреву, не позволяет мыслить и даже просто вообразить в них нечто божественное или почтенное. Если же кто-то скажет: "Тогда почему Ною, когда еще не был дан закон Моисеев, предписывается в Писании разделить чистых и нечистых и ввести их в ковчег (ср. Быт 7:2)?", пусть знает, что никакого противоречия нет. Ибо… если животные именуются не по тем признакам, по которым они распознавались тогда, но по тем, которые стали известны позже, то ничто не опровергает вышеприведенное рассуждение. Ведь и книгу Бытия пишет не Ной, который жил до закона, а Моисей, положивший закон о чистых и нечистых. Если же то, что впоследствии вошло в закон, было предвозвещено Ною, ничего удивительного, потому что и когда еще не наступило всеобщее крушение, он, получив знание о нем, не усомнился. Тогда как же он, услышав о различении чистых и нечистых, сообразил произвести их разделение? Только что сказанное отвечает и на это: тот, кто узнал о всемирном крушении прежде, чем оно наступило, и обрел благодать от Бога сохранить семя человеческого рода, никоим образом не замедлил и получить свыше распознавание чистого и нечистого, хотя употребление этих наименований еще не было в обычае" (Свт. Фотий. Амфилохии. Альфа и Омега, №3(14), 1997, стр. 81-82). Таким образом, взгляд Святого Отца на проблему нечистых животных вполне очевиден: дело не в естестве твари, по естеству, по природе все животные весьма хороши. Нечистыми некоторых животных Моисей назвал, стремясь оградить свой народ от поклоне-ния им. В наше время (да и уже во время земной жизни Христа) такой угрозы не существует. Поэтому "дискриминация" собак право-славными христианами не имеет под собой основания. Нужно сказать, что в канонических правилах Русской Церкви есть постановление, запрещающее вводить собак в храм, поскольку пребывание собаки в нем не является уместным в силу присущих ей особенностей (запах, беспокойное поведение, нарушающее благоговейный порядок и тишину храма, и т.д.). Однако это запрещение касается только храма и мотивируется отнюдь не тем, что собака оскверняет святыню и препятствует благодати Божией пребывать в храме. Соответственно и наличие собаки в доме никоим образом не может помешать благодати. Отгоняет от нас эту благодать не собака, а наша греховная жизнь, освободиться от которой гораздо сложнее, нежели от собаки. Поэтому никакого препятствия для освящения квартиры наличие в ней собаки не представляет [...]. И давайте почаще обращаться к святоотеческому наследию, к этой поистине неисчерпаемой сокровищнице духовной мудрости, ведь только там мы сможем найти правильный ответ на те или иные вопросы, которые ставит перед нами жизнь." взято тут: http://doggi.ru/publ/16-1-0-152

Айна: Андрей Моисеев. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более, что кошка — очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого «антисобачьего» богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными.»



полная версия страницы